Для нынешнего руководства области главное – накрутить личный рейтинг и вернуться в Москву на более высокие должности.
При создании национального парка предстоит разрешить немало проблем
Современное понятие национального парка раскрывается в статье 12 федерального закона №33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях». Там говорится, что национальный парк это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территория которых включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Насколько нужен Нижегородской области национальный парк, реализация проекта которого уже начинает переходить в практическую плоскость?
Можно начать с туристического аспекта. Такие комплексы, как национальные парки, дают достаточно серьезный приток туристов, причем и внутренних, то есть проживающих на территории конкретного региона, и внешних, в том числе и иностранных, которым, безусловно, будет интересно познакомиться с русской природой.
А где большой турпоток, там и дополнительные поступления средств в бюджеты всех уровней. Кроме того, это хорошая раскрутка региона, повышение его узнаваемости – ведь туристы побывают не только в национальном парке, они захотят увидеть и прочие достопримечательности.
Важное значение имеет и деятельность национальных парков по сохранению редких видов животных, растений. Если эта работа в Нижегородской области будет усилена, это очень хорошо.
Вместе с тем при создании таких объектов возникают определенные проблемы, которые желательно снять еще до того, как будет принято юридическое решение. Судя по всему, большая часть проблем будет связана с тремя моментами.
Первый – полномочия национального парка по распоряжению земельными участками территории. Как показывает практика, здесь нередко возникают сложности.
Второй – порядок передачи земельных участков во владение или пользование третьих лиц.
И третий – правовое положение земельных участков, включенных в границы национальных парков без их изъятия из хозяйственной эксплуатации. С такими проблемами сталкивались, например, в национальных парках на территории Краснодарского края.
Что касается Нижегородской области, то, судя по публикациям средств массовой информации, уже есть некоторая негативная реакция жителей населенных пунктов, которые попадают на территорию национального парка или оказываются на его границе. Эти люди волнуются по поводу того, останется ли у них возможность посещать эти территории, не произойдет ли разделение семей, которые живут по разным берегам Волги, смогут ли они получить беспрепятственный доступ к могилам своих предков и так далее.
Насколько я понимаю, часть этих проблем уже удалось снять. В частности, 27 февраля председатель областного Законодательного собрания Евгений Люлин принимал участие в заседании выездного совета при комитете по экологии и природным ресурсам. Это была довольно содержательная встреча на территории Керженского заповедника в поселке Рустай.
Конечно, скорее всего, полностью решить все проблемы не получится – слишком много задействовано субъектов. Это и жители, и охотничьи хозяйства, и лесные арендаторы, и федерация...
Чем больше будет снято вопросов, тем лучше. Но угодить абсолютно всем при создании национального парка просто невозможно. Скажем, нередко при создании национальных парков возникали конфликты с людьми, традиционно промышлявшими браконьерством, – у них тоже есть свои виды на эти территории.
Нужно уметь выбирать – принять управленческое решение и затем сделать все возможное, чтобы максимально снять имеющиеся проблемы путем взаимодействия заинтересованных сторон. А в целом тема с созданием национального парка в Нижегородской области полностью укладывается в рамки федерального законодательства и уже близка к воплощению.
Эксперты назвали лидером прошедшей недели губернатора Глеба Никитина, аутсайдером – экс-министра спорта региона Александра Кононова.