Для нынешнего руководства области главное – накрутить личный рейтинг и вернуться в Москву на более высокие должности.
Российский автопром жив
Снявши голову, по волосам не плачут. Особо тревожиться о состоянии российского авторынка смысла нет – все уже произошло. Иностранные производители с рынка ушли, площадка Горьковского автозавода, на которой собирали «Фольксвагены» и «Шкоды», заморожена.
Но в отличие от других автозаводов, переживающих сложный момент своей истории, ГАЗ вместе с другими активами Дерипаски находится под санкциями уже около четырех лет. Он успел приспособиться, подстроиться под санкции, наработать новые логистические цепочки, в определенной степени решить проблему локализации компонентов на своей базе или у партнеров. ГАЗ остается одним из лидеров производства легких грузовиков коммерческого сегмента.
На данный момент подготовлен вариант производства новых моделей на новой базе «Соболь NN». Эта линейка требует подготовки площадки с новыми конвейерными линиями. И на период этой подготовки рабочие отправлены в двухнедельный корпоративный отпуск. Надеюсь, что за это время линию успеют собрать.
Начало производства «Соболь NN» намечено на четвертый квартал 2022 года, так что у автозавода есть время и создать площадку, и вернуть из отпусков сотрудников, и обучить их работе на новой конвейерной линии.
Российский автомобильный рынок восстановится, пусть не сразу и не без проблем. Но главная наша беда состоит в том, что мы лишились производства автокомпонентов. Основная часть наиболее сложных из них – электроники и прочего, шла из западных стран. Это определялось специфической политикой международных автогигантов, которая была нам навязана под маркой узловой сборки, которую правильней назвать отверточной – такой подход Запад применяет во всех колониях.
Наша зависимость от международных поставок очень существенна – до 40-50 процентов. Естественно, что сейчас автопром переживает определенный шок. Но у нас есть целый ряд наработок, который позволяет решить проблему.
Имеется несколько предприятий по производству компонентов, принимаются дополнительные правительственные программы, облегчающие деятельность автопроизводителей, снимая запреты международных соглашений. Это понижение экологичности транспорта чуть не до нуля, параллельный импорт, отказ от признания патентов и так далее. Это механизмы выхода из сложной нынешней ситуации.
По такому же пути прошли Китай и Корея – они тупо брали зарубежную модель, разбирали, копировали, вносили несущественные изменения – и выпускали как собственную разработку. Сначала получалось кособоко, но со временем качество выросло очень существенно. А сейчас для китайских производителей полностью открыт российский рынок: западные компании ушли, а своими силами мы заполнить его машинами, соответствующими современному уровню, не можем. Наработки есть, но где-то не доведены до ума, где-то брошены, где-то нуждаются в более тщательной проработке в плане замены двигателей, электроники и так далее.
Есть серьезная проблема и с производством чипов. Мы полностью отдали его зарубежным партнерам, подвергнув опасности свою промышленность. Безопасность автомобильной, авиастроительной, станкостроительной промышленности и целого ряда других отраслей оказалась нарушенной. Не зря сейчас Мантурову поручено в спешном и, по сути, революционном порядке восстанавливать российскую промышленность. Нужна новая реиндустриализация. Если в 90-е мы демонтировали свою промышленность, то сейчас ее надо срочно восстанавливать.
Нигде в мире нет автопредприятий, которые бы производили автомобиль на сто процентов, у всех есть поставщики компонентов, но основные узлы и комплектующие для производства сложной продукции должны быть свои. В крайнем случае, должен быть вариант с взаимозаменяемыми компонентами, которые могут использоваться не на одной марке автомобилей, а на нескольких. Как, собственно и было в Советском Союзе, где те же самолеты собирались исключительно из отечественных деталей.
Конструкторы у нас есть, недавно «Алмаз-Антей» представил в Нижнем свой электромобиль. То есть, технику мы создавать можем, если проведем определенные организационные и финансовые мероприятия. Сумели, например, удивив немцев, создать линейку машин правительственного класса «Аурус». Для этого собрали лучшие кадры со всех автопредприятий – в том числе из Нижнего Новгорода, пригласили российских конструкторов, выехавших в 90-е за рубеж. То же самое можем сделать и во всех сферах и видах деятельности.
Российский автопром жив – и будет восстановлен в масштабах, достойных наших российских амбиций, достойных статуса российского государства. Гиперзвук покорили – неужели машину сделать не сможем? Сможем. Сейчас идут разговоры о создании автомобилей уже с атомным двигателем.
Так что не стоит сеять панику, думать, что все потеряно – вовсе нет. Русский мужик не перекрестится, пока гром не грянет. Не было санкций – все как-то работало на невыгодных для России условиях. Потребности рынка были закрыты, поэтому никто не чесался. Объявили импортозамещение – тоже никто не спешил создавать сложные автокомпоненты и чипы. А вот сейчас клюнул жареный петух – зачешутся, достанут из архивов то, что глубоко засунули туда в свое время.
Потребуется два-три года – и мы не только все восстановим, но еще и немного выйдем вперед.
Эксперты назвали лидером прошедшей недели губернатора Глеба Никитина, аутсайдером – экс-министра спорта региона Александра Кононова.