Для нынешнего руководства области главное – накрутить личный рейтинг и вернуться в Москву на более высокие должности.
Отказ от кондукторов в Нижнем приведет к росту количества «зайцев»
Я захожу в общественный транспорт, держа наготове карточку для оплаты проезда, слева у меня кондуктор, а справа – валидатор. Если я ближе к валидатору, то беру билет самостоятельно, если ближе к кондуктору, то протягиваю карточку ему. В такой ситуации очевидно, что кондуктор здесь вроде как не нужен.
Сегодня процент пассажиров, оплачивающих проезд карточками, достаточно велик, а доля пользующихся для этой цели наличными деньгами постоянно уменьшается. И эта тенденция неуклонна.
Почти все – даже люди пенсионного возраста – привыкли, что расплачиваться карточками проще. И если понаблюдать за кондуктором, замечаешь, что он очень редко открывает сумку, чтобы положить наличные и отсчитать сдачу. Такое происходит все реже и реже. Это одна объективная причина для отказа от кондукторов в Нижнем Новгороде.
Вторая объективная причина – кадровая нехватка.
Дело в том, что в нашей стране сегодня одна из самых глобальных тенденций рынка труда это набирающая обороты нехватка кадров. Виновата в этой ситуации, в частности, демографическая яма, которая вызвана «эхом войны» – послевоенным колебанием численности населения.
В ближайшие годы у нас со школьной скамьи будут поступать новые когорты трудовых ресурсов численностью в несколько раз меньшие, чем в «тучные» годы. А уходит с рынка труда многочисленное поколение, родившееся в 50-е годы. Уходит много, приходит мало.
Еще один фактор связан с событиями последнего года, в течение которого достаточно много людей (мы не знаем точных цифр) покинуло страну. Общий спрос на рынке труда по многим профессиям велик. Кстати, 75 процентов его это спрос на так называемые «синие воротнички».
Считается, что есть огромный спрос на IT-шников, но реально на HeadHunter’е их доля 10 процентов, людей квалифицированного труда – 15, а 75 процентов заявок – на неквалифицированный персонал, в том числе на контролеров, билетеров и так далее. А чтобы этот спрос удовлетворить, нужно платить более-менее приличные деньги, работа-то неквалифицированная, не каждый согласится.
Конечно, не надо себя обманывать, если мы откажемся от кондукторов, количество «зайцев» существенно вырастет. Обманывать себя не надо – наше население не настолько законопослушно. Если можно будет безнаказанно не платить, можете не сомневаться, многие люди с радостью платить не будут.
Поэтому эта новация повлечет за собой необходимость увеличивать штат контролеров, чтобы и проверяли, и штрафы взимали. Возможно, у кого-то это вызовет нервную реакцию, но тут уж ничего не поделаешь, надо бороться с теми, кто не платит.
Отказ от профессии продавца билетов вызовет спрос на профессию контролера. Будет ли тут выигрыш или проигрыш? Думаю, все же контролеров потребуется несколько меньше.
Но если порасспросить тех, кто работает в сфере транспорта, они вам скажут, что в маршрутках и автобусах, где есть кондуктор, собирают заметно больше денег, чем там, где есть только валидатор. И я не берусь делать предположения, потеряет или выиграет муниципальный бюджет и перевозчики.
С другой стороны, городской рынок труда может оказаться в плюсе в результате высвобождения нынешних кондукторов – а узких мест у нас в экономике (в кадровом смысле) будет все больше и больше. И с учетом этой долговременной ситуации с трудовыми ресурсами решение об отказе от института кондукторов не только целесообразное, но и неизбежное.
Эксперты назвали лидером прошедшей недели губернатора Глеба Никитина, аутсайдером – экс-министра спорта региона Александра Кононова.